12 июня в Ростове завершился финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. В рамках турнира Cybersport.ru пообщался с кастером студии RuHub Сергеем Smile Ревиным. Он поделился впечатлениями от ВКСЛ, а также рассказал о своих ожиданиях от третьего сезона Dota Pro Circuit 2021/2022. Почему Nigma Galaxy ошиблась с трансфером Саида Самаила SumaiL Хассана и из-за чего у Михаила Misha Агатова могут возникнуть проблемы в OG — в интервью Cybersport.ru.
— Предыдущие ВКСЛ проходили в Москве. Эта — впервые в другом городе. Сравни по организации, антуражу и прочим атрибутам текущий ивент с предыдущими.
— Организация топовая. Встретили достойно. На церемонии открытия в зале было огромное количество болельщиков. Все четко, не уступает столичным турнирам ни в чем.
Smile
— Где тебе самому больше понравилось работать: в Москве в домашней Yota Arena или здесь, в Ростове?
— В Yota Arena, понятное дело, как дома. На второй этаж поднялся — и вот ты сразу на стадионе. На выезде всегда прикольно проветриться, познакомиться с новыми людьми, пообщаться. Поэтому выезды я люблю больше, чем турниры на домашней арене.
— Ожидал, что в зале будут настоящие такие фанатские группы с флагами и кричалками, как, например, у МГТУ?
— Это как на КВН, где у каждой команды есть своя группа поддержки. Из-за того, что это институтская тема, твои сокурсники всегда с радостью придут поддержать тебя — за свой институт всегда хочется поболеть и сделать это мощно. Если бы сейчас были мои институтские годы и я сам не играл, а мои ребята из вуза выступали бы на подобном турнире, я бы тоже с удовольствием пришел поддерживать и перекрикивал других. Потому что болельщик — всегда шестой игрок, который заряжает тебя энергией, и это помогает настроиться и даже брать важные раунды.
— Раз ты сравнил с КВН, то как думаешь, появится ли когда-нибудь у студенческих киберспортивных лиг именно подобный высокий уровень поддержки, когда у каждой сборной будет свой фан-сектор и болельщики будут массово приезжать из других городов?
— Почему нет? КВН уже более 50 лет, и в нем эта фанатская культура сборных развивалась давно. Если эти институтские баталии продолжатся на регулярной основе, то все эти фан-секторы у каждой команды вполне могу возникнуть. Это же круто.
— Как ты думаешь, что значит ВКСЛ для большинства ее участников?
— Самое главное, что на таких турнирах ты сильно светишься. Здесь очень много народа, ведь это уже не первый такой студенческий турнир. Все знают мидера Virtus.pro gpK~ — он именно с таких мероприятий и вышел в люди. И таких примеров очень много. Ты светишься, тебя замечают, и ты пробиваешься на профессиональную сцену.
— А как изменился уровень игры на ВКСЛ за эти годы?
— Тут сложно однозначно ответить, многое зависит от конкретного выпуска. У тебя в один год может приехать нереальный стак по Dota 2, где у каждого игрока по 10 тыс. MMR, и он просто снесет всех. А на следующий год эти ребята уже выпустились, и приезжают вместо них новички, у которых только 6-7 тыс. MMR. Поэтому тут никогда не угадаешь.
— В первый день ты комментировал матч по CS:GO. Как тебе там уровень игры, может, коллективы показали какие-нибудь собственные интересные задумки?
— Мне очень понравилось. Там как раз была Inferno — одна из дефолтных карт. Мне действительно понравилось, как на ней выступала сборная ЮФУ за атаку. Даже у тир-1 команд этот выход — когда ты выходишь на «мидл», то «зелень» обычно не играется, которая позволяет провести сплит на A или сплит на B. Здесь же это было через раунд, и мне прям импонировало, что команды отлично подготовлены и реализуют эту позицию с полной раскидкой.
— Раз игроки тебе понравились, то, возможно, ты кого-нибудь из них в будущем видишь на профессиональной сцене?
— Мне понравился Howl — очень неплохо смотрелся по стрельбе, а что будет дальше, от него зависит.
— Давай от ВКСЛ перейдем к Dota 2 и профессиональной сцене. Недавно вышел патч 7.31d. Обычно от обновлений все ждут чего-то глобального, но в очередной раз оно вышло довольно скромным. Как тебе самому патч?
— Да, патч довольно небольшой и состоит из микроизменений. Порезали очень многих персонажей, и эти микроизменения, которые могут быть незаметны, порой оказываются довольно ощутимы. Тот же Keeper of the Light, которому на первом уровне сократили на 15 единиц урон от Illuminate. Это изменение, возможно, не бросается в глаза, но оно очень важно, ведь теперь персонажу надо дополнительно бить рейндж-крипа, хотя раньше одного Illuminate хватало.
Keeper of the Light
К тому же этот патч про лейнинг. Потому что самое глобальное изменение этого обновления — фласки, которые ослабили. И теперь для саппортов, которые на регулярной основе помогали своему кору, будет тяжелее лейнинг проходить. Офлейн теперь нельзя ни в коем случае ослаблять — ты должен набирать максимально сильных персонажей, которые будут ее просто уничтожать. Если ты будешь ослаблять эту линию, то будешь априори проигрывать уже на драфте.
— А что ты думаешь о самом подходе, который выбрала Valve, когда вместо глобальных изменений у нас стали выходить исключительно точечные балансные патчи?
— Мне не нравится. Если сравнивать с CS:GO, где у тебя раз в полгода забирают карту и добавляют новую или переделанную, то в Dota 2 тоже хочется чего-то такого же глобального. Потому что микроизменения все-таки не меняют саму концепцию игры, хочется что-то новое — например, свежую локацию, передвинуть Рошана, эншентов куда-нибудь убрать, скрестить лесные артефакты и так далее.
Все что угодно можно придумать, ведь Dota 2 — подходящая дисциплина для разных задумок, где столько всего можно сделать. А эти микропатчи с небольшим нерфом KotL или баффом Clockwerk — они неинтересны. Люди хотят кардинальных изменений, как когда появились шрайны, руны богатства или Рошана передвигали. Такие изменения могут заинтересовать пользователей, и сразу появляется прилив людей в Dota 2. Ведь сейчас пик в игре все ниже и ниже, уже на уровне 400 тыс., хотя раньше был 700-800 тыс. Соответственно, эти микроизменения не дают ни притока игроков, ни дополнительного интереса к игре.
— В этом патче наконец добавили Marci в Captains Mode. Что думаешь о перспективах героя на профессиональной сцене?
— Опять же, нужно сначала посмотреть тир-1 турниры, где себя показали бы действительно жесткие игроки на Marci, а пока трудно сказать. Герой как герой. Когда она только появилась в матчмейкинге, как и любой другой персонаж на релизе, она была очень имбалансной. Потом выходят микропатчи, которые заметно ослабляют героя. Так же было и с другими персонажами. В итоге Marci настолько сильно ослабили, что, вполне возможно, в CM она будет и неиграбельной.
Marci
— Marci пришлось ждать в CM почти восемь месяцев — это самый долгий срок среди всех персонажей. Как думаешь, когда ждать Primal Beast и нужно ли его ослаблять?
— Это та же история: как только добавили Primal Beast, он был настолько сильным персонажем, что заходил на любую позицию. На линии он был просто невероятно жестким: вражеские саппорты просто не могли против него стоять, так как умирали от одной способности. С Dawnbreaker так же когда-то было. Я думаю, Valve еще должна достичь какого-то определенного баланса с Primal Beast. Наверняка разработчики обсудят персонажа на консилиуме топ-игроков, где Puppey, syndereN и прочие «старички» Dota 2 скажут свое слово, и после этого персонаж может появиться. Но Primal Beast наверняка еще будет ослаблен, потому что он до сих пор имбалансный.
— Перейдем к DPC. Что думаешь о первом дивизионе СНГ, кого нам ждать на следующем мейджоре?
— Я за Daxak буду болеть — что-то он прям зашел мне, такая народная команда получилась. Я за него.
— Это благодаря его медийному образу?
— BB Team просто хорошо прокатилась на Winline D2CL, потом еще и в Стокгольме неплохо пошумела. А самое главное, что нестандартные персонажи, как Visage и Nature’s Prophet, всегда импонируют и запоминаются. А так в этом сезоне еще NAVI и Spirit должны выстрелить.
— BB Team, NAVI, Spirit. Получается, Virtus.pro места уже не нашлось…
— Нет, пожалуй, BB Team, NAVI, Spirit и Virtus.pro — всех четверых можно отнести к фаворитам.
— Так а свой персональный топ-3 по силе участников ты бы как расставил?
— Virtus.pro — на третьем месте, Spirit все равно топ-1 для меня остается, BB Team — на втором, а NAVI — на четвертом.
— А на вылет из первого дивизиона кто претендует, на твой взгляд?
— Rune Eaters точно улетят: они сейчас ослабли и не показывают той игры, которая была еще полгода назад. PARI PARNI еще поборются, One Move должна оставаться в первом дивизионе тоже, а вот Mind Games, думаю, составит компанию Rune Eaters.
— Давай перейдем к Европе — там прошли неоднозначные решафлы. Что думаешь о перестановках в Secret, Entity, Nigma?
— Перестановки нужны, потому что у тебя в один прекрасный момент начинается стагнация и ты перестаешь развиваться. Можно вспомнить историю с Team Liquid, когда коллектив перед EPICENTER в Москве в самый последний момент кикнул MATUMBAMAN и взял w33. И тогда с w33 они добрались до финала и на мейджоре, и на The International. Пипец какая спорная была замена, особенно этот w33, который на одной Windranger до финала на EPICENTER доехал. Но эта замена сыграла.
W33
И тут никогда не угадаешь, правильная или неправильная была перестановка. В том же европейском ладдере очень трудно предсказать, кто у тебя выстрелит. У тебя может быть средний игрок, но когда он попадает в подходящий коллектив, он может раскрыться. Подобная история была с SabeRLighT-, который сейчас в TSM. Он в Европе, когда играл в NiP, такой отвратительный игрок был — все студии смеялись с того, что парень просто руинил игры. При переходе в другой стак, причем средний стак, все изменилось — и как выстрелила TSM. Поэтому с заменами действительно не угадаешь, но они нужны.
— Мне кажется, после второго сезона DPC многие ждали ухода iceiceice из Secret, но Puppey его оставил. Это просто любовь Клемента к возрастным, опытным игрокам или что?
— У этого парня всегда что-то свое в голове. Iceiceice уже, да, как и Puppey, пора на пенсию, ему ведь уже 31 год. Трудно играть в таком возрасте — старые руки уже не раскликиваются нормально, хотя iceiceice всегда был одним из самых мощных и стабильных игроков, но нужно молодую кровь набирать. На кор-позициях нужны ребята 18-19 лет, которые просто уничтожают и играют по 24 часа в день.
— Как думаешь, Pure сможет раскрыться в Entity? Дебют против Gladiators у него получился довольно успешным.
— Да, Pure — хороший игрок. Как раз о том, что я говорил: молодые ребята очень хорошо раскрываются в подходящей команде. Как в свое время было с RAMZES666. Главное, чтобы у молодого игрока был наставник на тренере, который поможет раскрыться.
— SumaiL и Miracle- в одной команде — круто?
— У меня недавно спрашивали, кто для меня лучший игрок в Dota 2. И у меня было два ответа: за все время по совокупности — Puppey, потому что никто не может так долго находиться на топовом уровне, а именно в микро для меня самым мощным всегда был SumaiL. Такие люди, как SumaiL и Miracle-, в одной команде не уживаются.
— Ты имеешь в виду по плейстайлу или по характеру и своей важности в коллективе?
— Когда ты лучший в команде, ты серьезно перетягиваешь на себя одеяло. А если ты этого не делаешь, то начинаешь проседать, потому что на тебя не играет команда. И что SumaiL, что Miracle- — это одного звена ребята. И им нужно вытягивать на себя саппортов, чтобы команда полностью играла на них. Вдвоем они не уживутся, кто-то из них затухнет, а кто-то сильнее перетянет одеяло.
— Если финализировать разговор о Европе: кого ты видишь на мейджоре, а кого — внизу турнирной таблицы?
— Я лучше скажу, за кого я болею. Мне очень импонирует Seleri, и я буду топить за Gladiators.
— И напоследок хотел бы спросить про OG. Команда довольно сенсационно, учитывая отсутствие тренера и капитана, выиграла мейджор. Станет ли это психологической проблемой для Misha, особенно если сейчас у команды будет небольшой спад?
— Это очень тяжелая ситуация для него. Мне кажется, у тебя самого в голове может появиться мысль: «А вдруг я и есть тот самый косяк, который мешает команде побеждать?». После пары поражений в DPC его вполне могут вообще убрать из команды. В моральном плане эта ситуация для Misha прямо сверхтяжелая.
Misha
Источник: cybersport.ru